Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в системе государственного регулирования
Одним из основных результатов административной реформы исполнительной власти в Российской Федерации является детальное регулирование государственных функций, осуществляемых органами исполнительной власти. При этом осуществление государственных функций регулируется параллельно с оказанием государственных услуг. И в отношении функций, и в отношении услуг законодателем избрана единая форма регулирования: административные регламенты.
Административный регламент в современной практике правового регулирования управленческой деятельности является необходимым инструментом регламентации административных процедур. Развитие института административных регламентов было в значительной степени обусловлено началом административной реформы в Российской Федерации. Условно можно выделить несколько основных этапов становления и внедрения в практику управленческой деятельности административных регламентов.
Впервые административный регламент как правовая категория был закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако само понятие «административный регламент» в законе сформулировано не было.
Следующим этапом «легализации» института административных регламентов федеральных исполнительных органов стало утверждение Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. В этом правовом акте закреплено положение о том, что регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.
Развитию административных регламентов также способствовало утверждение Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Этим Типовым регламентом были определены структурные элементы административного регламента и установлено, что порядок и сроки разработки административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг определяются Правительством РФ.
В последующем, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. акцент был сделан на разработку и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов в органах исполнительной власть, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Таким образом, административные регламенты призваны были упорядочить административные процедуры, устранить избыточные административные процедуры и действия, сократить количество документов, представляемых заявителями, и сроки осуществления административных процедур, конкретизировать ответственность должностных лиц. На этапе реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. идея административного регламента как регулятора административных процедур, а также как одного из ключевых инструментов закрепления результатов административной реформы получила окончательное оформление. Правительство РФ от 16 мая 2011 г. № 373 приняло Постановление «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым установлены также правила проведения экспертизы проектов административных регламентов.
Административные регламенты, которые разработаны федеральными службами и федеральными агентствами, которые находятся в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром. Так административные регламенты Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по конкретному направлению деятельности должны утверждаться приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
Административные регламенты подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административные регламенты должны содержать следующие разделы:
- Общие положения;
- Требования к регламенту.
Содержание разделов определяется содержанием административного регламента.
Административный регламент предоставления государственных услуг содержит следующие разделы:
- общие положения (предмет регулирования регламента, круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, порядок получения информации заявителями);
- стандарт предоставления государственной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
- формы контроля за исполнением регламента;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц;
- особенности выполнения административных процедур (действий) в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Наименования регламентов определяются органами, предоставляющими государственные услуги, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена государственная услуга, и наименования такой государственной услуги в перечне.
Примеры административных регламентов:
- Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов: утв. приказом Минтранса России от 07.05.2015 № 162.
- Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы: утв. приказом Минтранса России от 12.03.2013 № 86.
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности: утв. приказом Минтранса России от 13.12.2011 № 313.
- Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
- Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты
- Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади
- Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна
- Неполучение груза
- Отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком
- Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза
- Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
- Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу