Дембельская субкультура
Если рекрутская субкультура формируется на <входе> армейской службы, то дембельская субкультура образуется на <выходе> армейской жизни, когда отслуживший положенный срок солдат ждет демобилизации. От этого слова происходит сокращенный сленговый оборот дембель.
Одна из самобытных форм армейской субкультуры – дембельская культура породила самостоятельный жанр – дембельский альбом, который включает в себя графику, фотографии, коллажи и является своеобразным художественным документом – своеобразной народной “книгой художника”.
Альбомная культура России ведет свое начало со второй половины XVIII – начала XIX века. В те времена стихи (да и прозу) было принято от руки переписывать <в тетрадки>. Это делали как женщины, так и мужчины, но поэтические альманахи в виде альбомов в XVIII-XIX веках были приоритетом именно взрослых барышень.
В последней трети XIX века из семейной среды альбом стал активно переходить в среду ученическую – в закрытые пансионы, женские гимназии, институты. Альбомная культура 1920-1930-х годов, по сравнению с предыдущим периодом, изменилась вслед за изменением исторических и социальных условий жизни.
Новый владелец альбома – это чаще всего советский ученик, бывший носитель крестьянской или фабрично-заводской фольклорной традиции.
Альбомная культура, как отмечают социологи, рождается в замкнутых сообщества. В Х1Х и начале ХХ веков это были женские гимназии, институты и пансионы, где молодые особы, не имеющие возможности открыто общаться с представителями сильного пола, грезили о своих возлюбленных и заполняли страницы альбома любовными воздыханиями.
В конце ХХ века на смену им пришло другое закрытое сообщество – армейская казарма.
Молодые юноши, приблизительно того же возраста, что и их исторические предшественницы по жанру, также не имели возможности общаться с представительницами противоположного пола, а потому свои душевные порывы доверяли бумаге.
Правда, в армейских альбомах, в отличие от женских, можно встретить:
а) больше философских и социальных размышлений,
б) более циничный и откровенный стиль изложения мыслей, вплоть до скабрезных шуток и непристойных анекдотов,
в) больше нарцисцизма и самолюбования (фотографии в бравой военной форме и т.п.).
Солдатский блокнот – это уменьшенный вариант дембельского альбома. Если альбом состоит главным образом из фотографий и рисунков, то блокнот заполняется адресами друзей, однополчан, самодельными (изредка профессиональными) стихами.
Украшение блокнота, как и оформление дембельского альбома, – особый вид искусства. В солдатском блокноте, как и в солдатской жизни женщины занимают особое место.
Первым четверостишием традиционно открывается блокнот, а второй украшает большинство дембельских альбомов.
Дембельская “культура” – одна из самых устойчивых форм отношений в армии – породила как определенные ритуалы, так и самостоятельный художественный жанр. Дембельский альбом является той пограничной территорией, где встречаются армия и художественное творчество.
По своему разнообразию и массовости он сродни народному искусству. Его каноны складывались десятилетиями, его язык универсален, а его материал прост и обыден.
Происходившая в 2001 г. в Петербурге выставке <Дембельский альбом – русский Art Brut> уже самим названием свидетельствует о родственной связи армейской субкультуры с брутальностью. Напомним, Арт Брут, согласно словарю искусств XX века, – это творчество “наивистов”, дилетантов, душевнобольных.
По мнению кураторов выставки, дембельский альбом является самой радикальной разновидностью русского Арт Брута. На выставке были представлены дембельские альбомы, выполненные солдатами срочной службы всех родов войск с 1965 по 2000 годы, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации.
В проекте также участвуют современные художники Москвы и Петербурга, специально создавшие произведения, посвященные армейской теме. Эти работы призваны выявить свойства такого художественного явления, как дембельский альбом и дать возможность многостороннего осмысления этого артефакта.
К выставке подготовлен сборник статей и материалов, посвященных феномену дембельского альбома.
Дембельские альбомы солдаты делают в тот момент, когда становятся <дедами>. Потом их показывают их девушкам, друзьям и родственникам, а через много лет – своим детям. И неизменно они – тема застольных мужских разговоров (служба в армии – обычная тема для служивших).
Рассказывают, дембельские альбомы были головной болью начальства в советские времена – солдатики часто сфотографировались на фоне секретных объектов. Кроме того, альбомы разрисовывались ракетами, автоматами, гитарами, девушками.
А <лирика> для альбома записывалась в специальный блокнот все время службы и потом заботливо переносилась в альбом.
Альбомы не менее важные исторические документы, чем мемуарные свидетельства, дневники, записи, письма с фронта. В художественном отношении дембельские альбомы и солдатские блокноты – пограничная черта между фольклором и самодеятельным (наивным) творчеством.
Для солдатских альбомов характерна художественная эклектика: высказывания великих, к примеру, Ницше, соседствуют с армейским фольклором и словотворчеством хозяина альбома: <Когда любовь на сердце леденеет, и на душе тоскливо, хоть убей, читай, устав, от радости балдея и восхищайся мудрости своей!>
В каждом альбоме есть жизнеутверждающие тезисы о пользе армии <Кто был студентом – видел юность, кто был солдатом – видел жизнь> или <Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом>. Тут же найдется что-то вроде <Армия – это единственное место, где молодой парень мечтает стать дедушкой> и философские замечания типа <Никто так не обнимает солдата, как ремень>.
Армейский юмор тоже сюда: <Бессмертный я, – сказал Кощей, и зря он так сказал, хлебнул Кощей солдатских щей и замертво упал> или <Убегающий от пограничника нарушитель – это убегающий от него отпуск!> Новинка последних лет – виртуальные дембельские альбомы, выложенные в Интернете.
Армейский фольклор, по наблюдению антрополога К.Л Банникова, бывает грустный и веселый. Его универсальный (грустный) сюжет рисует душераздирающую картину: пацан уходит в солдаты, и пока он защищает покой своей невесты, она ему изменяет с “закосившим” от армии “козлом”.
И все, что у него осталось в этой жизни – его верный автомат, который “никогда не изменяет”. Солдат начинает слезно и с надрывом любить свою механическую невесту, еще больше, чем настоящую, которая осталась дома и, возможно, даже его ждет.
- Девушка – это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в сердце, бьет по карману и выходит боком.
- Верить девушке – все равно, что стрелять себе в висок, надеясь на осечку.
- Гуляй, девчонка, ты свободна! Ведь, сильно стиснув автомат, Тебя надежно защищает Тобою брошенный солдат.
- Девушка – это консервная банка: один открывает, а пользуются все.
- Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила… Ведь служба только началась, А ты меня уже забыла.
Максимы из солдатских блокнотов со свойственной им подростковой неуклюжестью и прямолинейностью касаются не только собственно армейской службы. В них формулируются представления о гендерных ролях, гражданская позиция, этические ориентиры и пр.
Солдатские блокноты – это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома.
В отличие от демебельского альбома, который создается с тем, чтобы на гражданке в выгодном свете представить своего хозяина (как бравого вояку), не лишенного своеобразных эстетических пристрастий, функция солдатского блокнота не так определенна.
И структура блокнотов, и входящие в них тексты характеризуются стереотипностью – они почти одинаковы у военнослужащих всех призывов и всех родов войск.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу