Феномен исследовательского университета (ведущего вуза)

В последние два столетия сменилось несколько ведущих философско-социологических парадигм университетского знания и образования, а именно: Д. Белла (университет как главный социальный институт общества), В. Гумбольдта (модель исследовательского университета – знание как наука, «образование посредством науки»), М. Хайдеггера (знание как событие, посредством которого человек укореняется в народе и соединяется с его судьбой), К. Мангейма (концепция массового общества и теория превосходства интеллектуалов в культурном и политическом смыслах), X. Ортеги-и-Гассета (знание как культура, университетское образование – приобщение к жизненным смыслам), В. Роуга (университет как продукт и образ времени), Дж. Ньюмена (концепция идеального университета, в котором культивируется образ свободного человека), А. Уайтхеда (университеты сохраняют связь между знанием и сутью жизни, объединяя людей в образно-богатом процессе обучения), К. Ясперса (знание как условие для подлинной коммуникации – личностные смыслы образования), Р. Хатчинса (знание как чувство социальной ответственности, образование служит целям социального развития и улучшения общественного порядка), М. Кастельса (информация как основной ресурс развития экономики и институтов сетевого общества), Г. Маркузе и А. Турена (знание как политическое сознание), Ю. Хабермаса (знание как коммуникация).

Культурная революция конца 1960-1970-х гг. на Западе привела к изменению роли университета и прежней университетской философии. На передний план выдвинулась не столько трансляция унаследованных культурных традиций, сколько их деконструкция и преобразование. Университет превращается в главный институт трансформативного проекта модернити. Университет все больше стал пониматься как сообщество коммуникации, как герменевтически ориентированный институт. Согласно Жан-Франсуа Лиотару, с новым статусом познания и знания традиционное преподавание отвергается как метанарратив, а исследование должно принять форму множества мелких нарративов.

Новой реальности образования отвечает только новая форма его организации – исследовательский университет, представляющий собой механизм интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований, образования и науки. Кроме того, в нем сильна предпринимательская составляющая, выражающая себя в том числе в создании венчурных фирм и многочисленных стартапов. Исследования и предпринимательская деятельность университетского типа нового поколения – это кооперация, сотрудничество, совместное участие преподавателей и студентов.

Такие университеты обладают широким спектром специальностей в области точных, естественных и гуманитарных наук, высокими показателями остепененности профессорско- преподавательского состава, среди которого 150-200 докторов и 400-500 кандидатов наук, развитой инфраструктурой подготовки кадров высшей квалификации: несколькими десятками специальностей аспирантуры (до 50 специальностей) и докторантуры (до 25 специальностей), несколькими десятками (около 100) докторантов и несколькими сотнями (до 400) аспирантов, 15- 20 диссертационными советами.

Обязательным является наличие развитой информационной базы: научной библиотеки с 1-3 млн. единиц хранения, Интернет- центра, парка (1000-2000) компьютеров, скоростной сети телекоммуникаций со скоростью 100 Мб/с, развитой системы дистанционного образования, издательства, собственно издаваемых журналов.

В качестве основных признаков, характерных для современного исследовательского университета США можно выделить следующие:

  • Профессорско-преподавательский состав участвует как в образовательных программах исследовательского университета, так и в проведении научных исследований (в среднем преподавательской деятельности уделяется 25-75% рабочего времени);
  • Исследовательский университет постоянно поддерживает высокий уровень проводимых в нем исследований, в том числе инвестируя финансовые ресурсы в развитие своей научно- исследовательской базы (библиотечные ресурсы, информационное обеспечение, лабораторное оборудование и пр.);
  • Обучение в исследовательском университете стало многообразным и включает как подготовку элитных специалистов (с присуждением ученой степени PhD), так и получение базового высшего образования студентами, которые в будущем не планируют профессионально заниматься научной и образовательной деятельностью.

По мнению специалистов, им присущи также следующие черты:

  • широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание.
  • высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных. Наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу.
  • высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования.
  • конкурсность и селективный подход при наборе студентов.
  • наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах.
  • стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

В исследовательском университете существует эффективная система отбора и поддержки талантливой молодежи на всех уровнях образовательного процесса (довузовского, вузовского и послевузовского), функционируют несколько десятков центров довузовской подготовки в различных регионах страны, регулярно проводятся научные молодежные мероприятия, организуются стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах, студенты и молодые ученые получают в год по несколько медалей и премий за лучшую научную работу.

Во всех странах мира исследовательские университеты становятся кадровым потенциалом при формировании внедренческих зон и технопарков, создании предпринимательских инкубаторов и развитии малого бизнеса. К 2007 г. в США насчитывалось около 270 таких учебных заведений, тогда как в Германии – 70, в Великобритании – 75, в Испании – 43. Развитие «нанообразования» и подготовка кадров будут, очевидно, способствовать также «эффективному функционированию центров трансфера технологий и технопарков, которые являются удачным механизмом превращения фундаментальных научных идей в защищенную интеллектуальную собственность и конкурентоспособные высокотехнологичные изделия».

Начало технологической революции в образовании датируется 1940-50-ми годами, когда индустриальное развитие предложило миру образования новые формы коммуникации. Традиционное преподавание – взаимодействие педагога и учащихся в стационарной аудитории – уступило место информационному пространству, где все учатся у всех, а новые знания доступны не только избранному кругу, но любому смертному. Молодые представители «цифрового поколения» привыкли к активному общению с отдаленными компьютерными сообществами, сетевыми коллегами, преподавателями со всех стран мира, а не только с представителями одной учебной корпорации (университета, колледжа, института).

Современное образование – это обучающая среда с разнонаправленными потоками. Именно сеть, а не традиционная аудитория, все больше становится сферой диалога и обмена знаниями. Студенты больше подготовлены к обучению в жанре технологии «plug-and-play» (тяни и играй), чем к традиционным навыкам «бери ручку и пиши. Социологи отмечают у них отсутствие мотивации, привычки и желания учиться по учебникам. Скорее они склонны к обучению в форме участия и экспериментирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)