Финансовая система России на современном этапе
На протяжении всей своей многовековой истории финансовая наука развивалась как наука об отдельных элементах финансовой системы. Речь шла о составляющих, прежде всего, государственных финансов – налогах, расходах государства, его долгах. Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства.
В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. При формировании валютных фондов производятся валютные операции.
В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.
Структура современной финансовой системы России, адаптированная к международным стандартам, включает:
- Государственные и муниципальные финансы (федеральный и субфедеральные бюджеты; государственный кредит; государственные внебюджетные фонды; местные бюджеты; внебюджетные фонды органов местного самоуправления).
- Финансы корпораций (финансы негосударственных коммерческих организаций (промышленных предприятий, фирм в сфере услуг, фермерских хозяйств и других коммерческих организаций; финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий).
- Финансы банков, страховых компаний.
- Финансы некоммерческого сектора (финансы негосударственных некоммерческих организаций (фондов, общественных, религиозных организаций, потребительских кооперативов, союзов, ассоциаций, автономных учреждений, некоммерческих партнерств и др.)).
- Финансы домашних хозяйств.
В классическом понимании, вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем (рисунок 2):
- централизованных финансов (публичные финансы);
- децентрализованных финансов (финансы организаций и домохозяйств).
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).
Значительная часть этих средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субсидий, дотаций и субвенций, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).
Здесь создаются материальные блага, производится товары, формируется прибыль – главный источник финансовых ресурсов, необходимый для производственного и социального развития.
Особое место принадлежит финансовым посредникам (коммерческим банкам, сберегательным институтам, кредитным союзам, частным пенсионным фондам и др.), которые выполняют общую функцию: обеспечивают эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.
Чем больше доходы населения, тем выше спрос на различные виды материальных и нематериальных благ, и тем больше возможности для развития экономики и социальной сферы.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система в бюджетном Кодексе РФ определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Ее функционирование регулируется бюджетным Кодексом РФ.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете на цели, соответствующие их назначению.
Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В настоящее время действуют три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.
Государственный и муниципальный кредит – это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают чаще в качестве заемщика, а также кредитора или гаранта. В процессе функционирования государственного кредита формируется государственный долг. На современном этапе финансовая система России мозаичная и эклектичная, она, как зеркало, отражает борьбу различных идеологий в обществе; это система с огромным диапазоном колебаний.
Финансовая система приводится в действие законодательством. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально- экономических программ страны.
Финансовая система нашей страны имеет следующие черты:
- является сырьевой финансовой системой, основой которой выступает спекулятивная модель финансового рынка, основанная на «горячих деньгах» нерезидентов;
- имеет одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации;
- ощущает дефицит инвестиций в модернизацию непроизводственных сфер и инфраструктуру;
- для нее характерна высокая (срединная для развивающихся рынков) доля наличных рублей в обращении;
- финансовый сектор обладает значительными ресурсами для роста конкурентоспособности. Размеры российской экономики позволяют России в будущем занять более крупную нишу в мировом финансовом обороте;
- функционирует смешанная модель финансового рынка, в рамках которой коммерческие банки и брокерско-дилерские компании (инвестиционные банки) делят операционную область в примерном соотношении 50 : 50.
Россия вступает в сфере финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов.
- Долгосрочные программы развития финансов России
- Особенности и проблемы отечественных финансов на современном этапе
- Финансы России от кризиса 1998 г. до кризиса 2008 г.
- Характеристика финансов России в 1992–1998 гг
- Финансы в период командно-административной системы и в эпоху развитого социализма
- Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного народного хозяйства
- Финансы СССР в период свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы
- Финансы в годы новой экономической политики
- Финансы России в годы военного коммунизма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу