Гуманитарные и здоровьесберегающие технологии, их реализация в образовательном процессе

В период глобальной информатизации и технократизации всех сфер человеческой деятельности особое значение для образования в XXI веке приобретает согласование технологического и гуманитарного подходов при организации образовательного процесса в общеобразовательной школе.

Инновационный опыт отечественной школы требует обновления программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и культурный контекст, а также внедрение гуманитарных технологий в работе учителя.

Потребности общества ставят перед современной школой задачу подготовить не просто образованных, интеллектуальных выпускников, а людей духовно развитых, высоконравственных, готовых к совместной деятельности, сотрудничеству и деловому общению, умеющих сотрудничать и работать в коллективе, в нестабильных, быстро меняющихся условиях. А это в свою очередь определяет необходимость активного применения технологий, построенных на принципах субъект-субъектной и субъект-объект-субъектной коммуникации, а также на принципах деятельности и общения.

Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в школьную практику требуется научный анализ их возможностей и потенциала; важно знать их качественное разнообразие, учитывать сферы применения и условия, повышающие эффективность их применения в образовательном процессе. В этом свете важна разработка, совершенствование и применение гуманитарных технологий в практике построения учителем образовательного процесса в школе.


Гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Иногда эти технологии определяются как способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния.


Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.

В педагогической науке эти технологии рассматриваются как средства организации социальной деятельности и социального взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющего выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром.

По сути это технологии личностно-ориентированного плана, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов.

В рамках гуманитарных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, технологии поддержки ребенка. Общей характеристикой этих технологий можно назвать следующее.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство, в субъект-объектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

Осуществляя выбор, ребенок лучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Технология поддержки ребенка это методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Эти методы направлены прежде всего на помощь ребенку в его личностном росте, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. Любая педагогическая технологий может стать гуманитарной, если в центр школьной образовательной системы заложены идеи гуманно-личностного подхода.

Новый взгляд на личность представленный в следующей позиции:

  • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;
  • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
    личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
  • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
    приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений, гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • оптимистическую веру в ребенка;
  • сотрудничество, мастерство общения;
  • отсутствие прямого принуждения;
  • приоритет положительного стимулирования;
  • терпимость к детским недостаткам.
    демократизация отношений утверждает:
  • уравнение ученика и учителя в правах;
  • право ребенка на свободный выбор;
  • право на ошибку;
  • право на собственную точку зрения;
  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;
  • стиль отношений учителей и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принужденья, ученье без принуждения характеризует:

  • требовательность без принуждения, основанная на доверии;
  • увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
  • замена принуждения желанием, которое порождает успех;
  • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода, новая трактовка индивидуального подхода включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • поиск лучших качеств личности;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов).
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Для этого в первую очередь необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение учителя);
  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
  • предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности – «В каждом ребенке – чудо, ожидай его!»

Применений гуманитарных технологий в процессе обучения можно проследить на особенностях построения современного урока. Здесь можно выделить ряд позиций, которыми должен руководствоваться учитель.

Первая позиция: опора на субъективный опыт.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. окультурить) и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания Обсуждая их на уроке, учитель и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Вторая позиция: знание психофизических особенностей.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.

Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.

Третья позиция: в роли равноправных партнеров.

При подготовке к уроку надо заранее спроектировать возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.

Основными рекомендации к проведению урока на основе использования гуманитарных технологий являются следующие:

  • использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъективного опыта относительно предложенной темы;
  • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую;
  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
  • при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

  • на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
  • учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
  • учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
  • учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
  • учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
  • учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
  • он должен открыто выражать в классе свои чувства;
  • должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
  • учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Таким образом, гуманитарные технологии это особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку.

Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией. Одним из видов гуманитарных технологий являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Цель педагогической технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из важнейших задач, связанных с достижением главной цели.

Уже отсюда становится понятным, что здоровьесберегающие образовательные технологии – это стержень всех технологий, направленных на благо здоровья учащихся, применяемых в образовательных учреждениях. В практике педагогической работы это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Комментируя это определение, необходимо помнить, что задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

В сегодняшней школе названная задача может быть выполнена с помощью здоровьесберегающих технологий, овладение которыми позволяет педагогу планировать свою работу в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Нет какой-то одной-единственной уникальной технологии здоровья.

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здесь выделяют следующее.

Физическое здоровье – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений. В современной науке и методике образ жизни рассматривается как биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

В основе формирования здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам относятся: учет возрастных особенностей детей, последовательность, ритмичность, ведение здорового образа жизни и т. д. К социальным принципам здорового образа жизни относятся: эстетичность, нравственность, воспитание воли, самоограничение и т. д.

Согласно современным представлениям, в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • рациональное питание;
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии (ИВФ) РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  •  отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Ниже приведен примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

1. Гигиенические условия, факторы: шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель (размеры, размещение в помещении), видеоэкранные средства (компьютеры, телевизоры), пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация
питания, качество питьевой воды, используемой в школе), экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.

2. Учебно-организационные факторы: объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.), психологический климат педагогического коллектива.

3. Психолого-педагогические факторы: психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска), соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, личные, психологические особенности учителя, особенности его характера, эмоциональных проявлений, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Эти и другие факторы определяют цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В педагогической науке часто рассматривают две группы здоровьесберегащих технологий. Психолого-педагогические технологии – как технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися.

Интересно
Учебно-воспитательные технологии – как технологии, которые направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение здорового образа жизни).

В современном образовании психолого-педагогические технологии используются на основе личностно-ориентированного подхода, который в центр образовательной системы ставит личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий его развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Группа этих технологий направлена на то, чтобы разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путем наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшей чертой этих технологий является приоритет воспитания над обучением, а это, в свою очередь, позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, выступающие в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся.

К группе психолого-педагогических технологий можно отнести технологии развивающего обучения, которые строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Классификационные характеристики технологии развивающего обучения, разработанной Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определенной части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д.

Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в технологии развивающего обучения характер оценки учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обя-зательных результатов была разработана В. В. Фирсовым. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная по-ложительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.

У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

Методологическая основа психолого-педагогических технологий -личностно-ориентированное обучение – предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов вы-полнения заданий без боязни ошибиться;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Поэтому к этой группе здоровьесберегающих технологий можно отнести технологии, которые учитывают особенности каждого ученика и в которых возможно полное раскрытие его личностного и образовательного потенциала. Это технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, модульные технологии, разнообразные игровые технологии и другие технологии, разработанные на этой основе.

Использование учебно-воспитательных технологий направлено на охрану здоровья школьников, создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактику различных заболеваний, пропаганду здорового образа жизни.

Как известно, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Технологии этой группы предполагают также активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.

Этот опыт может приобретаться через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.

К числу таких технологий относят технологию педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. На её базе строится модель внедрения в работу школы принципов педагогики здоровья, на основе которой строятся оздоровительные техники и технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.

Значительный потенциал в охране здоровья школьников имеют так называемые технологии обучения здоровью: гигиеническое обучение (правильное питание, уход за кожей, волосами, зубами и пр.), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.

Такие технологии могут быть реализованы путем включения соответствующих тем как в предметы общеобразовательного цикла («Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология» и др.), так и в вариативную часть базисного учебного плана в виде новых предметов или элективных курсов («Расти здоровым», «Твоё здоровье», «Педагогика здоровья» и др.).

Кроме того, могут проводиться факультативные занятия с соответствующей тематикой.
Здесь особую ценность имеет воспитание культуры здоровья, а именно воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.

В педагогической литературе учебно-воспитательные здоровье-сберегающие технологии разбиты на три группы. Это технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; технологии и техники снятия эмоционального напряжения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Поэтому нельзя забывать о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя:

  • температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители;
  • количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.;
  • средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности;
  • чередование видов преподавания, среди которых: словесное, наглядное, аудиовизуальное, самостоятельная работа, практическая работа;
  • наличие методов, способствующих активизации деятельности, например, метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества);
    использование активных методов обучения: деловая игра, дискуссия и др.;
  • применение методов, направленных на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки);
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;
    психологический климат на уроке.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесбере-гающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока, которая обеспечивается продумыванием и реализацией трех компонентов, раскрывающих структуру урока:

  • организация сообщения учителем необходимой информации учащимся (цели, содержание, порядок работы на уроке и др.);
  • организация деятельности учащихся и решение предусмотренных планом урока необходимых задач;
  • оценка деятельности учащихся и построение новых перспектив учебной работы школьников.

Положительным результатом урока необходимо считать наличие взаимного интереса участников образования к содержанию и процессу деятельности, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.

Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • левополушарные люди (при доминировании левого полушария), для которых характерны словесно-логический стиль познавательных процессов, а также склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди (доминирование правого полушария), у которых развиты конкретно-образное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди, у которых отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

В основной школе, по данным исследований, эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25-я минута – 80 %;
  • 25-35-я минута – 60-40 %;
  • 35-40-я минута – 10 %.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя её изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Технологии и техники снятия эмоционального напряжения. Сюда включается использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений.

Техники и технологии этого плана позволяют решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Интересно
Большое значение в здоровьесбережении имеет использование педагогических техник, направленных на создание благоприятного психологического климата на уроке. Здесь решается задача предупреждения утомления учащихся, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает её обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Таким образом, использование здоровьесберегающих педагогических технологий, кроме охраны здоровья, обеспечивает развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)