Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
Важнейшая черта социального поведения человека – удовлетворение потребностей. Всё, что мы делаем, мы делаем для удовлетворения определенных потребностей.
Но, с другой стороны, если бы все потребности быстро и легко могли удовлетворяться, то мы бы находились в пресыщенном состоянии и, наверное, цивилизация перестала бы развиваться. Этого не природа, ни социальная жизнь не позволяют: потребности растут, но возможности их полного удовлетворения ограничены.
В социологии проблему человеческих потребностей наиболее ярко раскрыл американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.), который расположил все человеческие потребности в определенном порядке, от низших биологических до высших духовных:
- Физиологические и сексуальные потребности – в сексуальном удовлетворении, в пище, еде, сне, защите себя от неблагоприятных климатических условий (от жары, холода и т.п.). Все эти потребности еще называют витальными (ответственными за сохранение жизни человека).
- Экзистенциальные потребности – в безопасности и сохранении высокого качества жизни, в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью, в регулировании социума и избегании конфликтов, войн, в экономической безопасности и в потребности иметь постоянные источники существования.
- Социальные потребности – в том, чтобы человек как существо социальное, коллективное, мог реализовывать свои потребности в дружбе, привязанностях, любви, в принадлежности к определенному сообществу.
- Престижные потребности, в отличие от социальных, требуют от человека выделяться из массы, показывать свои преимущества перед другими людьми, умение сделать карьеру, получать высокие оценки своей деятельности.
- Духовные потребности, которые сводятся к стремлению самореализоваться и самосовершенствоваться, приобретать новые знания и опыт, найти в себе силы и способности, на которые вообще способен человек.
Но духовные потребности очень многообразны. Маслоу назвал именно их базисными, или основными. Первые два типа потребностей Маслоу считал врожденными (первичными), три последних – вторичными, или приобретенными.
Таким образом, по мнению Маслоу, взрослеть – это подниматься от низких до более высоких потребностей, высшими из которых являются именно духовные.
Кроме того, у Маслоу есть еще два типа потребностей, которые он называет «когнитивными» (потребности в приобретении новых знаний) и эстетическими (потребности в красоте, получении удовлетворения от прекрасного).Понятно, что они относятся к высшим, но Маслоу не определил точное их местонахождения. Обычно их располагают между четвертым и пятым уровнями.
По пирамиде потребностей Маслоу очевидно, что более низкие, физиологические потребности обладают общей силой воздействия, т.е. они воздействуют на всех без исключения, в то время как духовные – ограничено.
При этом закономерность, выявленная Маслоу, такова, что потребности более высокого уровня удовлетворяются тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня.
Именно поэтому Маслоу выразил иерархию потребностей пирамидой, или лестницей. И согласно Маслоу, там, где начинаются высшие потребности, там начинается личность.
- Синергетика в социокультурной динамике
- Каков главный способ социальных изменений – революция или реформа
- Понятие модернизации
- Формирование человеческих представлений о том, как развивается общество
- Прогресс и регресс в обществе
- Фордизм, корпоративизм и идеи социального партнерства
- Исследования Р. Дарендорфа и современное видение роли социального партнерства
- Формирование идеи социального партнерства и ее изменения в XX веке
- Источники и причины социальных и политических конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу