Концепция комплексного экономического анализа маркетинговой деятельности организаций

Маркетинговая деятельность (МД) состоит из совокупности взаимосвязанных теоретических и практически реализуемых функций, задач, процедур, которые требуют управления, как в производственной, логистической и других видах деятельности. МД, в отличие от маркетинга, является полноправным объектом управления.

Управление МД осуществляется посредством общих функций управления, которые различны по своему содержанию и целям, но находятся в единстве, диалектическом взаимодействии и образуют целостный процесс управления.

Функцию анализа трудно рассмотреть с позиций иерархичности, обязательности ее последовательного выполнения. Анализ МД предшествует планированию МД, предупреждая принятие и завершая исполнение управленческих решений, а также участвует в процессах организации и регулирования, оценивая эффективность реализации маркетинговых решений.

Таким образом, принимая различные виды, анализ МД осуществляется непрерывно. К маркетинговой деятельности применимы различные виды анализа, например, социальный, математический, статистический и др.

Особое место в анализе МД отводится экономическому анализу маркетинговой деятельности (ЭАМД). Если анализ МД – это функция управления МД, то экономический анализ – это составляющая анализа, один из ракурсов анализа МД.

Экономический анализ – это анализ экономической составляющей МД, обеспечивающий наиболее полное и своевременное информирование  руководителей о формировании и использовании маркетинговых ресурсов, процессов и результатов, а также их причинно-следственных связей и зависимостей.

ЭАМД применяется с целью экономического обоснования маркетинговых планов, корректировки и итогового контроля их выполнения.

Интересно
В условиях существующей целевой ориентации на комплексное управление МД, ЭАМД также должен быть комплексным, а это значит характеризоваться наиболее полным охватом всех направлений ее функционирования, системным исследованием всей совокупности ее экономических показателей и факторов, их определяющих.

Учитывая сущность анализа, который предполагает разделение объекта на части, можно сказать, что деление объекта «МД» может быть произведено по-разному, но все «части» МД должны быть подвергнуты всестороннему исследованию.

КЭАМД в реальных ситуациях может проводиться в организациях фрагментарно в зависимости от размера организации, масштабов МД, маркетингового бюджета и прочих условий.

Определим основные этапы проведения КЭАМД:

  • Постановка цели и задач КЭАМД, определение которых зависит от временного горизонта, исходных условий КЭАМД .
  •  Сбор и первичная обработка полученной информации.
  •  Анализ полученной информации:
    •  Экономический анализ показателей, характеризующих МД в целом  с целью определения выполнения плана, динамики и получения перечня отклонений процесса «МД».
    • Анализ показателей МД в разрезе выполняемых функций МД, рынков сбыта, каналов сбыта, сегментов сбыта, клиентов, торговых марок, товарного ассортимента, подразделений и служб маркетинга с целью определения места возникновения отклонений процесса «МД».
  •  Формулирование выводов анализа в соответствии с выбранными задачами:
    • выводы о структуре, свойствах объекта анализа;
    • выводы о закономерностях поведения объекта анализа;
    •  выводы об эффективности функционирования объекта анализа.
  • Формулирование рекомендаций по осуществлению корректировки МД.

Фрагментарный ЭАМД является элементом КЭАМД, который осуществляется на основе конкретного раздела методики КЭАМД.

КЭАМД подвергаются ресурсы, результаты и процесс «МД»  как в целом, так и в разрезе функций, подразделений, программ, рынков сбыта, каналов сбыта, сегментов сбыта, клиентских потоков, торговых марок.

Предметом анализа является наличие, действие объекта анализа, качественные и количественные характеристики его состояния.  Предметом КЭАМД являются выраженные в системе экономических показателей ресурсы, результаты и подпроцессы МД, также экономические характеристики событий и явлений, ее обуславливающих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)