Период развития знаний о религии

Можно выделить следующие основные этапы формирования и развития знаний о религиях.
1. Архаичный период накопления религиоведческих знаний.

2. Концептуализация религиоведческих знаний в древних цивилизациях

3. Апологетическое религиоведение конфессий.

4. Философское религиоведение.

5. Научное религиоведение.

6. Современное религиоведение как комплексная наука.

Каждый этап отличается от другого самыми общими представлениями о религии и формах ее понимания. На первом этапе в различных архаичных культурах происходит формирование множества локальных форм мифов, самого символического языка, метафорически описывающего сакральное в его многообразных проявлениях и способов отношения с ним.

На втором этапе, характерном для ранних цивилизаций, происходит выработка основных теологических и философских понятий, выражающих понимание сущности сакрального и мирского, начинается концептуальное противостояние мировоззрения на антропное (теизм) и натуралистическое (атеизм) направления.

На третьем этапе происходит радикальное изменение общего смысла религии и религиозности, привнесенное мировыми религиями – буддизмом, христианством и исламом. Для четвертого этапа характерно формирование неконфессионального, философского подхода к религиям и религиозности, тогда как на пятом этапе в исследование религии вступают конкретные социальные и гуманитарные науки – история, социология, психология, филология, литературоведение и другие.

Шестой этап характеризуется попытками синтеза данных конкретных наук и различных философско-методологических подходов в поисках путей диалога носителей многообразных мировоззренческих позиций о природе бытия и месте человека в мире.

Каждый из этапов отличается особенностями того, как передаются знания о религии из поколения в поколение.

В современной культуре, согласно Закону РФ «Об образовании», «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье; … светский характер образования…

Гуманизм и светскость являются основой новых образовательных государственных программ, которые призваны объективно и глубоко, с учетом возрастных особенностей подрастающего поколения показать впечатляющую и весьма противоречивую, полную интригующих и захватывающих подробностей картину духовной эволюции человечества и приобщить к ее
высшим достижениям.

Гуманизм включает в свои ряды как верующих различных конфессий, так и неверующих. Он предполагает уважение чувств верующих и неверующих, их право искренне постигать предельные основания бытия в символах наиболее близкой им традиции.

При этом, однако, гуманизм должен быть предельно самокритичен и бдителен, поскольку многие группы верующих (как и неверующих) и сегодня готовы представить именно себя единственным и истинным воплощением человечности как таковой и тем самым претендовать на абсолютную власть над всем миром.

Действительно, в каждый исторический момент та или иная группа может лучше других понимать действительность и оказывать на нее определяющее влияние. Вне гуманизма постижение оснований религиозности неизбежно, как уже не раз это бывало в истории, становится трибуной для очередной проповеди новой исключительности и бесчеловечности.

Обращение к истории духовного развития человечества, кратко представленной ниже, покажет основные проблемы, с которыми сталкивается каждый человек при попытках понимания религии и религиозности как таковых.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)