Правовой статус и имущественное положение Банка России

Деятельность ЦБ РФ регламентируется в настоящее время ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», новая редакция которого принята 10.07.02 г. Он опирается на положения статей 75, 83 *(Президент), 103 (Государственная Дума РФ). Статья 75 закрепляет один из наиболее дискуссионных принципов деятельности ЦБ РФ – его независимость от органов государственной власти. Целями деятельности Банка России в соответствии со статьей 3 ФЗ о ЦБ РФ являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с установленными целями Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Совета Директоров не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено ФЗ. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не является бюджетным учреждением. Он зарабатывает средства посредством осуществления банковской деятельности.

Направления деятельности Центрального банка РФ, его функции весьма многообразны, что затрудняет определение его правового статуса. Статья 4 определяет 18 функций и перечень этот не является закрытым, т.е. перечень функций может быть увеличен в случае необходимости, если это не противоречит ФЗ о ЦБР.

Правовой статус ЦБ в настоящее время в законодательстве определен нечетко и является объектом серьезных дискуссий. Статья 1 Закона о ЦБ определяет, что Банк России является юридическим лицом. Он имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. В этой связи неясно:

  1. Следует ли отнести ЦБ к коммерческим или некоммерческим юридическим лицам. Для коммерческих юридических лиц характерно, что целью их деятельности является получение прибыли. Получение прибыли не является целью ЦБ. Тем не менее, ЦБ находится на самоокупаемости, признается кредитной организацией и по роду своей деятельности получает прибыль. Причем банковская деятельность однозначно рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, а кредитные организации в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности признаются коммерческими организациями.
  2. Организационно-правовая форма юридических лиц в РФ должна соответствовать ГК РФ. В Законе о ЦБ она не установлена. Кредитные организации могут создаваться либо в форме АО, либо в форме ООО. ЦБ не может быть хозяйственным обществом в силу того, что все его имущество признается федеральной собственностью и не делится на доли. По статусу он ближе всего к государственным унитарным предприятиям, которые ГК РФ относит к коммерческим организациям.
  3. ЦБ не должен проходить государственную регистрацию в качестве юридического лица. В отношении него не установлен орган государственной регистрации. Коммерческие банки в соответствии с законом регистрирует ЦБ. Но он не может сам осуществлять собственную государственную регистрацию.
  4. Еще одно противоречие состоит в том, что ЦБ, являясь, по сути, коммерческой организацией, наделен полномочиями органа государственной власти, что в настоящее время запрещено Законом о конкуренции.
  5. Выполняя функции органа государственной власти (контрольные, нормотворческие, организационные), ЦБ не входит в структуру органов государственной власти. Он не может быть отнесен к законодательной и судебной ветвям власти. Вместе с тем, по Конституции РФ он независим от органов исполнительной власти (ст.75) и, следовательно, не может быть включен в их структуру.
  6. Независимость ЦБ порождает ряд споров относительно его имущества. В соответствии с Законом о ЦБ имущество Банка России является собственностью РФ, т.е. государственной собственностью. Контроль над использованием федеральной собственности в РФ осуществляет Министерство государственного имущества, т.е. правительственный орган. Независимость ЦБ, однако, не допускает возможности правительственного контроля над деятельностью ЦБ. Поэтому Закон о ЦБ установил, что Банк России владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом независимо от органов исполнительной власти, что его имущество не может быть изъято или обременено обязательствами (передано в залог, например) без согласия Совета Директоров ЦБ. Такой объем полномочий соответствует, однако, объему полномочий собственника. Банк России фактически и является собственником закрепленного за ним имущества. В этой ситуации государство, т.е. РФ собственником являться не может. У имущества может быть только один собственник. Во избежание этого противоречия в соответствии с новой редакцией ФЗ о ЦБ РФ создан Национальный банковский совет, в задачи которого входит утверждение сметы расходов ЦБ РФ и ряд других полномочий по контролю над имуществом ЦБ РФ. Тем не менее, правомочия собственника в значительной степени сохранены в руках СД ЦБ РФ.

Вопрос о собственности не является праздным, поскольку от его решения зависит, отвечает ли государство по обязательствам Банка России, может ли оно изымать в бюджет прибыль, получаемую ЦБ. По Закону о ЦБ Банк России и Правительство не отвечают по обязательствам друг друга. ЦБ должен компенсировать свои расходы за счет собственных доходов. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. В соответствии с новым НК РФ и новой редакцией ФЗ о ЦБ РФ он признан налогоплательщиком и обязан представлять в установленных случаях отчетность и платить налоги.

Имущество ЦБ РФ состоит из зданий и сооружений по всей стране, которые принадлежат ЦБ РФ и закреплены за его подразделениями, а также иного имущества, необходимого для осуществления ими деятельности (оборудование, транспортные средства и т.п.). К имуществу ЦБ РФ относятся его золотовалютные резервы, которые выступают в качества средства обеспечения обязательств ЦБ РФ. От их величины в значительной степени зависит устойчивость национальной денежной единицы и денежной системы в целом. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Это существенно ниже, чем в коммерческих банках, но уставной капитал – условная величина. Его размеры не определяют реального обеспечения по обязательствам ЦБ РФ. В конечном итоге, его способность к погашению своих обязательств обусловлена монопольным правом на эмиссию денег.

Таким образом, правовой статус ЦБ является двойственным. С одной стороны он представляет собой независимое от государства юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность. С другой стороны, он является органом государственной власти с большим количеством полномочий и отсутствие непосредственного контроля со стороны конституционных органов государственной власти.

Отсутствие непосредственного контроля не означает абсолютной независимости ЦБ РФ от органов государственного управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)