Процесс налогового планирования на предприятии
Процесс налогового планирования состоит из взаимосвязанных элементов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налогового бремени обязательств.
Укрупненно процесс налогового планирования на предприятии включает в себя следующие стадии, представленные на рис. 2.5.
На стадии I «Принятие решения о налоговом планировании» любой субъект экономической деятельности должен быть осведомленным в общих вопросах налогообложения своей планируемой деятельности и принять решения о необходимости проведения управленческих и аналитических процедур по налоговому планированию.
Любой хозяйствующий субъект должен рассмотреть общие вопросы налогообложения еще до регистрации своего предприятия и начала своего функционирования. По существу, это вопросы стратегического налогового планирования.
В рамках такого планирования (до регистрации предприятия) можно выделить три укрупненных последовательных этапа:
- появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, если будущая деятельность предприятия входит в перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению по упрощенной системе (гл. 26.2 НК РФ), то целесообразно воспользоваться этой налоговой льготой в целях сокращения затрат как на налоговые платежи, так и на организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Если предполагается деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях и реализацией этой продукции, то следует на первом этапе рассмотреть возможность перехода на специальный налоговый режим в виде единого сельско- хозяйственного налога (гл. 26.1 НК РФ). Тем самым в будущем обеспечивается значительное снижение налогов на законных основаниях;
- выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офисных помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. Здесь необходимо рассматривать регионы РФ с особенностями регионального налогообложения, особые экономические зоны, а также оффшорные территории;
- выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;
- определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами.
Стратегическое налоговое планирование после регистрации предприятия нацелено:
- на организацию финансовой деятельности предприятия, прежде всего, формирование уставного капитала предприятия. Участие государства в уставном капитале в размере более 25 % ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно НК РФ и ГК РФ, при наличии доли одного из участников в размере более 25 % возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество;
- окончательное решение вопроса и подача заявлений на предоставление налоговых льгот на основе тщательного анализа предоставляемых законодательством налоговых льгот и оценки возможностей их применения;
- формирование стратегии и налоговой политики предприятия;
- разработку учетной политики для целей налогообложения;
- формирование системы договорных отношений предприятия;
закрепление обязанностей по проведению процедур налогового планирования за соответствующими подразделениями и ответственными лицами предприятия.
На стадии III «Текущее налоговое планирование» предполагается реализация разработанной налоговой политики предприятия. В зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним, все факторы хозяйственной деятельности и ее налогообложения учитываются при моделировании налогового бремени предприятия на оптимальном для него уровне.
В рамках текущего налогового планирования можно выделить четыре укрупненных последовательных этапа:
- использование налоговых освобождений и льгот по налогам с учетом изменения законодательства с целью оперативного реагирования на них, включая реорганизацию. На этом этапе формируются документы:
- налоговое поле предприятия, представляющее собой сводную таблицу, в котором описываются элементы каждого уплачиваемого предприятием налога, а также план возможных к применению налоговых льгот. Налоговое поле является основой для среднесрочных и текущих планов налоговых платежей и налоговых календарей;
- налоговый паспорт предприятия, основными разделами которого могут выступить следующие:
- общая характеристика предприятия;
- основные показатели деятельности;
- сведения о счетах в банках;
- показатели, используемые для расчета налогов и сборов;
- данные о налоговых проверках;
- динамика задолженности по налогам и сборам;
- показатели эффективности налогового планирования;
- использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности. На данном этапе предусматривается с учетом уже сформированного налогового поля формирование договорного поля предприятия, включающего в себя возможные формы договоров: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и др. Проводится анализ разработанной системы договорных отношений и детально анализируются налоговые последствия каждой из планируемых сделок;
- предусматривает выполнение следующей последовательности операций:
- подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;
- разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;
- из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета;
- оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
- определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год;
- предполагает непосредственно организацию и ведение налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.
На стадии IV «Оперативное налоговое планирование» осуществляется фактическая хозяйственная деятельность и оперативное управление налогообложением на предприятии включает в себя следующие процедуры:
- составление налоговых календарей;
- расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по различным группам налогов;
- составление планов налоговых платежей;
- составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии управленческих решений;
- определение оптимальной формы сделки на стадии заключения договоров на основе анализа налоговых последствий текущих операций;
- рациональное размещение активов и прибыли предприятия.
На стадии V «Оценка эффективности налогового планирования» необходимо проведение следующих процедур:
- установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин выявленных отклонений; определение показателей, характеризующих разработанные методы;
- корректировка действующей системы налогового планирования;
- оценка риска в налоговом планировании.
На практике встает вопрос о том, как оценить эффективность деятельности подразделения налогового планирования; в частности, использовать следующие показатели:
- уровень налоговой нагрузки;
- эффективная ставка по наиболее значимым налогам;
- суммы недоимок и санкций по результатам налоговых проверок;
- оперативность и полнота возврата НДС при экспорте;
- количество налоговых рисков и оценка качества работы с ними;
- степень лоббирования интересов в госорганах.
Процесс организации налогового планирования в каждой компании устроен по-разному. Как правило, это функция финансового директора или заместителя руководителя по экономике. Финансовый директор осуществляет налоговое планирование лично или через специально созданный отдел. Иногда в компании создается специальное налоговое подразделение, на которое возлагаются как функции составления налоговых расчетов, налогового учета, так и функции налогового планирования.
Кроме того, главный бухгалтер – лицо консервативное, в хорошем смысле этого слова, и отвечает за законность осуществляемых операций. Мероприятия же налогового планирования иногда относятся к рисковой зоне.
Таким образом, укрупненно процесс налогового планирования на предприятии включает в себя: принятие решения, стратегическое, текущее и оперативное налоговое планирование и оценку его эффективности.
- Объекты обложения страховыми взносами
- Плательщики страховых взносов
- Соблюдение сроков выплаты зарплаты работникам
- Аутстаффинг
- Основные направления оптимизации НДФЛ
- Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ
- Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ
- Инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ
- Социальные налоговые вычеты по НДФЛ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу