Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам
Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, достижение расслабления; хочется успокоиться, забыться, уйти от неприглядной действительности, от сложных жизненных проблем.
Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень психодинамического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.
Отдельные подростки употребляют ПАВ для коррекции эмоционального состояния: снижения уровня тревоги, депрессии, апатии. Употребление ПАВ используется как способ самолечения на начальных этапах развития эмоциональных расстройств.
Коммуникативная модель. Данная модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в себе. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально-ранимые подростки.
Активирующая модель. В одном случае подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, не уверенные в своих силах и возможностях, пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.
Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта. Стремление подростков уйти в фантазийный, галлюцинаторный мир с целью пережить состояние эйфории может привести к формированию болезненного пристрастия.
Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все». Стремление подростков подражать, быть принятыми группой, самоутвердиться в группе — все это может быть причиной употребления ПАВ. В большей степени эта модель относится к высоковнушаемым, тревожно-мнительным подросткам, которые слепо подражают своим лидерам, некритически перенимают все правила поведения группы.
Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности. Дл я того чтобы привлечь внимание и завоевать авторитет, демонстративные подростки употребляют наркотики или алкоголь.
Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе, дома могут выступать триггерами, запускающими привыкание к ПАВ, которые используются подростками как демонстрация протеста.
Представленные модели могут стать основой для создания конкретных профилактических программ, где «терапевтическими мишенями» будут базовые причины, лежащие в формировании данных моделей. Одна из таких программ — проект «Перешеек» .
При ведении первичной профилактической работы по программе «Перешеек» опора делается на три основных принципа, которые на практике представлены либо в интегративном, либо в контекстуальном виде.
- Принцип устрашения. Речь идет об объективном информировании последствий употребления наркотических средств. Подобная тактика рассчитана только на 5-7% взрослого и 10% детского населения. Примерно такое количество населения имеет выраженные тревожные черты в структуре собственной личности, а это значит, что данная категория людей отличается нормативностью. Использование «запугивающей» информации может возыметь эффективное действие. Однако при проведении «устрашающих» профилактических мероприятий необходимо определять разумную меру, основанную на принципе необходимости и достаточности (эффективной дозированности).
- Принцип обращения к здравому смыслу. Обращение к данному принципу предполагает:
- формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи);
- разработку профилактических областей, альтернативных наркотизации и алкоголизации;
- более активное использование позитивного подхода в профилактике (принцип «за», а не «против»);
- объединение усилий различных социальных групп и организаций;
- повышение родительской компетентности в области наркозависимости (формирование групп родителей-волонтеров);
- повышение уровня клубной культуры подростков (формирование не агрессивно настроенных групп подростков-волонтеров, «борющихся с наркотиками и наркоманами», а подростков, любящих «чистую жизнь»).
- Принцип каузальности. Данный принцип предполагает работу с первопричиной, а не со следствием. Представив разнообразные модели, мы показали, что основные причины, ведущие к употреблению ПАВ, связаны в большей степени с областью психологии человека. Таким образом, приоритетным направлением ведения профилактики зависимостей становится психология.
В нашей стране принята «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28 февраля 2000 г. В ней выделены принципы, цели и стратегии всех трех видов профилактики и провозглашается, в частности, что «первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков», и выражает надежду, что «противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом».
Цели комплексной активной профилактики и реабилитации определяются в концепции так:
- снижение спроса на наркотики и другие ПАВ;
- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих расстройств;
- снижение численности групп риска потребления ПАВ;
- снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях.
Лифферениированность — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию , социального и профессионального статуса адресатов превентивны х мероприятий.
Аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни.
Многоаспектность —сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).
Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании.
Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ , валеологии, молодежный досуг , использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майк и, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта).
Линамичность — разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации.
Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы.
Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины.
Последовательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.
- Профилактика старения
- Признаки психического старения
- Основные понятия геронтологии
- Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием
- Выгорание и теория «консервации ресурсов»
- Классификации типов ресурсов преодоления
- Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости
- Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
- Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу