Технологии социально-культурного проектирования
Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно связанная с реализацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга.
Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательно мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет определять логику и последовательность этого проектного действия.
Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института.
Основными видами проектирования являются:
- средовое проектирование (дизайн, архитектура);
- проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);
- проектирование культурно-досуговых услуг;
- сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.);
- художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу – проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);
- организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).
Социально-культурное проектирование как научно-практическая деятельность, связанная с разработкой и реализацией технологически обеспеченных вариантов решения актуальных и перспективных проблем социально-культурной сферы.
По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ.
По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д.
Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).
Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами:
- имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений;
- не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию;
- в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.
Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности региона, города, района, то проект может быть выражен прежде в модели какой-либо конкретной формы вне зависимости от ее масштаба.
К примеру, это может быть международный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект Московского музыкального фестиваля «Рождество в Москве», проект ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проект международной выставки современного искусства «Москва – Париж», а также театральные, телевизионные, кино- шоу, музыкальные и др. проекты.
В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций – проект презентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», новый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и новогодних праздников «Великий Устюг – родина Деда Мороза») и т.п.
Проект входит в социально-культурную программу как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы.
Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий:
- учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан;
- предполагает адекватный проблемно-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обеспечивается эффективное воздействие на людей в тех или иных социальных ситуациях;
- ориентирован на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов и совместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций;
- предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.
Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д.
Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности населения, процессах взаимодействия социальных общностей в решении текущих задач.
- Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
- Исследовательские технологии в современной социально-культурной сфере
- Межнациональные отношения в социально-культурной сфере
- Технологии избирательных кампаний
- Выставочные технологии
- Рекламно-информационное обеспечение
- Массмедийные технологии
- Инструментарий и ресурсы информационно-просветительной и рекламной технологии
- Отличительные признаки информационно-просветительной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу