Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
Балльно-рейтинговая система ‒ комплекс учебных, организационных и административных мероприятий, обеспеченных учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, используемый для регулярного контроля учебной деятельности каждого студента, результаты которого отражаются в рейтинговой оценке.
Балльно-рейтинговая система контроля и оценки результатов образования:
- вариант многобалльной шкалы оценивания,
- может осуществляться как в рамках отдельной дисциплины, так в течение всего периода обучения в вузе,
- позволяет осуществлять мониторинг, то есть систематическое слежение за результатами учебной деятельности студентов.
- предполагает текущую аттестацию аудиторной и внеаудиторной работы.
Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования складывается из следующих этапов:
- анализ содержания обучения дисциплине, выделение видов работы студентов,
- составление рейтингового регламента, то есть перечня видов работ с указанием количества баллов за их выполнение,
- разработка заданий для самостоятельной работы студентов и календарного плана отчетности об их выполнении
- текущий контроль преподавателя за качеством выполнения видов деятельности с выставлением баллов в общей ведомости, самоконтроль студентов с помощью учётных листов.
- обработка преподавателем результатов контроля, подведение итогов (выставление общего балла, решение вопроса о выставлении зачета или допуска к экзамену).
Специфическими средствами реализации технологии являются рейтинговый регламент, календарный план, ведомость учета результатов (общая), индивидуальные учётные листы. Технология балльно-рейтинговой оценки достижений студентов предполагает текущую аттестацию их аудиторной и внеаудиторной работы. Учитываются и оцениваются в баллах все виды работы студента: посещение занятий (лекционных, семинарских, практических), выполнение типовых заданий, лабораторных работ, контрольных работ, тестовых заданий, творческих заданий, доклад на занятии, изучение первоисточников, выполнение индивидуального или группового проекта и другие.
Каждый вид работы оценивается определённым количеством баллов. Составляется рейтинговый регламент (табл. 13).
Для удобства расчетов целесообразно (но не обязательно) общую сумму баллов определить в 100 баллов. Возможны штрафные санкции за невыполнение (или несвоевременное выполнение) заданий, а также поощрительные баллы за творческий подход к выполнению заданий, за выполнение дополнительных заданий по желанию студента.
В конце семестра (учебного года) преподаватель подсчитывает баллы, выводит общий рейтинг каждого студента, доводит его до сведения студента. В случае успешной работы (81– 100% баллов) студент освобождается от зачета, студент, набравший 70–80% баллов, допускается к зачету, при меньшем количестве баллов (неудовлетворительная работа) студент к зачету не допускается. Как показывает опыт преподавателей высшей школы, балльно-рейтинговая система повышает мотивацию студентов, побуждает их к большей ответственности, повышает качество учебной работы. Однако ее использование требует от преподавателя дополнительных трудозатрат. Кроме того, завышение требований (относительно возможностей той или иной группы студентов) может привести к негативным последствиям.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Особенности реализации в модульном обучении
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу