Элементы системы управления адаптацией персонала

Основными элементами системы управления адаптацией персонала следующие.

К ним относится:

  • welcome-тренинг;
  • программа адаптации персонала (общая, специальная);
  • сопровождение (наставничество, коучинг или др.);
  • мониторинг и контроллинг процесса адаптации.

Рассмотрим их подробнее.

Welcome-тренинг — специально организованная групповая работа, призванная познакомить новых сотрудников с организацией и провести знакомство с коллегами.

Welcome-тренинг — это вводный курс для молодого специалиста, целью которого является знакомство с организацией и повышение лояльности к ней.

Welcome-тренинг состоит из нескольких информационных блоков:

  • сведения об организации;
  • производимая продукция или оказываемые услуги;
  • корпоративна культура, кадровая политика;
  • экскурсия по организации.

Программа адаптации включает в себя общую часть и специальную.

Общая программа системы управления адаптации персонала касается в основном всей организации и затрагивает ряд вопросов:

  • Общее представление об организации:
  • приветственная речь со стороны руководящего состава или персонала;
  • тенденции и история развития, поставленные цели, расставленные приоритеты, возникшие и возникающие проблемы организации;
  • общепринятые нормы и традиции;
  • производимая продукция и ее потребители;
  • виды экономической деятельности;
  • структура, организация и связи;
  • краткая информация о руководящем составе, внутренние отношения;
  • оплата труда, компенсационный пакет в организации.
  • Различные преференции:
  • дополнительно предоставляемые льготы, выходные пособия, социальный пакет, виды страхования;
  • пособия по болезни сотрудника, болезням в семье, пособие по материнству и т. д.;
  • предполагаемый размер и вид пенсии;
  • предоставляемые возможности обучения и повышения квали-фикации в организации.
  • Охрана труда и техника безопасности:
  • принимаемые меры предосторожности;
  • принятые правила противопожарной безопасности;
  • утвержденные правила поведения при возникновении несчастных случаях на работе;
  • наличие медицинского обеспечения и мест оказания помощи.
  • Отношения сотрудников с работодателями, профсоюзами и другими структурами: условия и сроки найма; перемещения, назначения, продвижения; права, обязанности, ответственность сотрудника; выполнение решений и постановлений профсоюзной организации; соблюдение дисциплины и взыскания.
  • Материально-технические условия: обеспечение питанием; наличие комнат отдыха и др.

После реализации общей программы по адаптации персонала проводится специальная программа по адаптации сотрудников. Она охватывает те вопросы, которые связаны конкретно с каким-либо структурным подразделением или определенным рабочим местом.

Как правило, эту программу проводят наставники или линейные руководители, и включает она в себя ряд следующих вопросов.

Функции подразделения:

  • поставленные цели и расставленные приоритеты;
  • структура, организация и функции;
  • взаимоотношения с другими структурными подразделениями.

Обязанности и ответственность:

  • составление детального описания текущей работы и предполагаемых результатов;
  • составляется разъяснение, почему именно эта работа является важной, как она будет соотноситься с другими видами работ в структурном подразделении и в организации в целом;
  • правила внутреннего трудового распорядка дня (расписание, длительность рабочего дня и др.;
  • предъявляемые требования к качеству выполняемых работ.

Правила-предписания:

  • правила, подходящие только для определенного вида работ или структурного подразделения;
  • разработанные правила техники безопасности;
  • взаимоотношения с сотрудниками других структурных под-разделений;
  • наличие питания, возможность курение в специально отве-денных местах;
  • проведение телефонных переговоров личного характера в процессе рабочего времени.

Визуальный осмотр подразделения:

  • местоположение кнопок пожарной тревоги, входов и выходов;
  • обозначенные места для курения сотрудников и посетителей;
  • обозначенные места оказания первой медицинской помощи.

Представление сотрудникам подразделения

Такую программу можно использовать и для первичной, и для вторичной адаптации. Адаптация молодых сотрудников, которые еще не имеют практических навыков и профессионального опыта, заключена не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе.

Программа адаптации отвечает на вопросы:

  • на кого направлена программа (программа будет отличаться в зависимости от категории сотрудников);
  • как проводится адаптация (методы, технологии, инструменты);
  • кто проводит адаптацию (ответственный за каждый элемент программы);
  • когда реализуется программа (сроки прохождения этапов).

В зависимости от результатов адаптации выделяются разные ее типы, которым соответствуют специфические проявления показателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)