Формулирование целей компании
В процессе планирования стратегического развития кроме миссии формируются цели компании. Цели – это конкретные показатели с четкими значениями, которых компания должна достигнуть за плановый период и на реализацию которых направляется вся ее деятельность.
В системе целей компании можно выделить два основных класса: финансовые и стратегические цели.
Например, ускоренный рост годового дохода, рост зарплаты, прибыль, высокие дивиденды, высокий возврат инвестированного капитала, рост цены акций и др.
Стратегические цели включают в себя долговременные намерения компании, основные направления ее развития в долгосрочной перспективе. Например, увеличение доли рынка, повышение ранга положения, занимаемого в отрасли, снижение цен относительно конкурентов, относительно более широкий ассортимент продукции и др.
Как финансовые, так и стратегические цели имеют важнейшее значение при формировании стратегии. Тем не менее менеджер не должен ни в коей мере пренебрегать стратегическими целями в стремлении получить сиюминутную выгоду от реализации финансовых целей, так как это грозит потерей долгосрочных конкурентных позиций компании и неспособностью противостоять давлению конкурентов, что в итоге может привести ее к краху.По времени достижения следует различать долгосрочные (в пределах 3–5 лет) и краткосрочные цели (от месяца до года, в зависимости от специфики и масштабов производства и отрасли).
Долгосрочные цели определяют для менеджеров необходимость в настоящее время заложить фундамент будущего состояния компании, а также побуждают к оценке влияния решений, принятых сегодня, на долгосрочную перспективу.
Многообразие возможных финансовых и стратегических целей может вызвать определенные проблемы: какая цель должна быть выбрана в качестве основной?
Если в качестве главной цели использовать прибыль, это будет недальновидный подход. Это связано с тем, что роста краткосрочной прибыли легче всего достичь, например, за счет снижения затрат на оплату труда, сокращения инвестиций в исследования и разработки, отказа от реализации долгосрочных проектов.
Все это приведет к тому, что долгосрочная рентабельность капитала, стоимость компании для акционеров сократятся.
Например, известно мнение П. Друкера: «Максимизация прибыли как цель является ошибочной концепцией, будь то прибыль краткосрочная или долгосрочная».
Правильный выбор можно сделать с помощью стратегического управления, основанного на стоимости. Рост стоимости компании, который рассчитывается через величину дисконтированного денежного потока, генерируемого бизнесом в долгосрочной перспективе, является основной целью управления в интересах акционеров.
Рыночная стоимость компании имеет сильную корреляционную зависимость с такими финансовыми показателями, как темп роста оборота компании, измеряемый в процентах в год, и разница между рентабельностью инвестированного капитала и средневзвешенной стоимостью собственного и заемного капитала.Компании, имеющие высокие значения данных показателей одновременно, обладают максимальным отношением рыночной стоимости к балансовой.
В связи с этим можно сделать очень важный вывод: рынок больше всего ценит демонстрацию одновременно высоких темпов роста и высокой эффективности бизнеса.
Также необходимо рассмотреть так называемые SMART-критерии разработки целей:
- Конкретность (Specific). Нельзя использовать формулировки типа «повышение эффективности работы компании», так как при этом непонятно, что такое эффективность и в какой степени ее надо повысить.
- Измеримость (Measurable). Если цель не может быть измерена, ее достижение проблематично из-за невозможности контроля, поэтому для целевых показателей необходимо определить, как они будут рассчитываться.
- Достижимость (реализуемость) (Achievable). С одной стороны, цели должны требовать интенсивной работы для своей реализации, но, с другой стороны, если цели легко достижимы, это расхолаживает работников. Если каждый раз принимаются завышенные цели, то у персонала возникает психологическая неприязнь к работе.
- Значимость (Relevant). При определении целей следует задействовать оптимальное количество стратегических показателей для охвата деятельности компании, поскольку чем больше показателей, тем сложнее система. В таком случае менеджерам будет сложно ориентироваться в системе показателей и принимать правильные решения.
- Определенность во времени (Timed/Timed-bound). При разработке стратегических целей обязательно нужно определить период их достижения.
Стратегические решения должны поддерживаться эффективными решениями финансовых проблем на соответствующем уровне для реализации выбранной стратегии, а также финансирования других необходимых действий. Эти решения должны быть привлекательны для инвесторов и финансовых кругов.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу