Формулирование целей компании

В процессе планирования стратегического развития кроме миссии формируются цели компании. Цели – это конкретные показатели с четкими значениями, которых компания должна достигнуть за плановый период и на реализацию которых направляется вся ее деятельность.

В системе целей компании можно выделить два основных класса: финансовые и стратегические цели.

Финансовые цели отражают современные, насущные потребности компании для обеспечения ее нормального и эффективного функционирования.

Например, ускоренный рост годового дохода, рост зарплаты, прибыль, высокие дивиденды, высокий возврат инвестированного капитала, рост цены акций и др.

Стратегические цели включают в себя долговременные намерения компании, основные направления ее развития в долгосрочной перспективе. Например, увеличение доли рынка, повышение ранга положения, занимаемого в отрасли, снижение цен относительно конкурентов, относительно более широкий ассортимент продукции и др.

Как финансовые, так и стратегические цели имеют важнейшее значение при формировании стратегии. Тем не менее менеджер не должен ни в коей мере пренебрегать стратегическими целями в стремлении получить сиюминутную выгоду от реализации финансовых целей, так как это грозит потерей долгосрочных конкурентных позиций компании и неспособностью противостоять давлению конкурентов, что в итоге может привести ее к краху.

По времени достижения следует различать долгосрочные (в пределах 3–5 лет) и краткосрочные цели (от месяца до года, в зависимости от специфики и масштабов производства и отрасли).

Долгосрочные цели определяют для менеджеров необходимость в настоящее время заложить фундамент будущего состояния компании, а также побуждают к оценке влияния решений, принятых сегодня, на долгосрочную перспективу.

Краткосрочные решения определяют скорость, которую выбирает менеджер в процессе развития организации, а также систему показателей, которые должны быть достигнуты через месяц, квартал, год.

Многообразие возможных финансовых и стратегических целей может вызвать определенные проблемы: какая цель должна быть выбрана в качестве основной?

Если в качестве главной цели использовать прибыль, это будет недальновидный подход. Это связано с тем, что роста краткосрочной прибыли легче всего достичь, например, за счет снижения затрат на оплату труда, сокращения инвестиций в исследования и разработки, отказа от реализации долгосрочных проектов.

Интересно
При такой финансовой стратегии высокая текущая прибыль может быть действительно получена, но квалифицированные работники уйдут из компании, новые продукты не появятся, а конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе не будут реализованы.

Все это приведет к тому, что долгосрочная рентабельность капитала, стоимость компании для акционеров сократятся.

Например, известно мнение П. Друкера: «Максимизация прибыли как цель является ошибочной концепцией, будь то прибыль краткосрочная или долгосрочная».

Правильный выбор можно сделать с помощью стратегического управления, основанного на стоимости. Рост стоимости компании, который рассчитывается через величину дисконтированного денежного потока, генерируемого бизнесом в долгосрочной перспективе, является основной целью управления в интересах акционеров.

Рыночная стоимость компании имеет сильную корреляционную зависимость с такими финансовыми показателями, как темп роста оборота компании, измеряемый в процентах в год, и разница между рентабельностью инвестированного капитала и средневзвешенной стоимостью собственного и заемного капитала.

Компании, имеющие высокие значения данных показателей одновременно, обладают максимальным отношением рыночной стоимости к балансовой.

В связи с этим можно сделать очень важный вывод: рынок больше всего ценит демонстрацию одновременно высоких темпов роста и высокой эффективности бизнеса.

Также необходимо рассмотреть так называемые SMART-критерии разработки целей:

  1. Конкретность (Specific). Нельзя использовать формулировки типа «повышение эффективности работы компании», так как при этом непонятно, что такое эффективность и в какой степени ее надо повысить.
  2. Измеримость (Measurable). Если цель не может быть измерена, ее достижение проблематично из-за невозможности контроля, поэтому для целевых показателей необходимо определить, как они будут рассчитываться.
  3. Достижимость (реализуемость) (Achievable). С одной стороны, цели должны требовать интенсивной работы для своей реализации, но, с другой стороны, если цели легко достижимы, это расхолаживает работников. Если каждый раз принимаются завышенные цели, то у персонала возникает психологическая неприязнь к работе.
  4. Значимость (Relevant). При определении целей следует задействовать оптимальное количество стратегических показателей для охвата деятельности компании, поскольку чем больше показателей, тем сложнее система. В таком случае менеджерам будет сложно ориентироваться в системе показателей и принимать правильные решения.
  5. Определенность во времени (Timed/Timed-bound). При разработке стратегических целей обязательно нужно определить период их достижения.

Стратегические решения должны поддерживаться эффективными решениями финансовых проблем на соответствующем уровне для реализации выбранной стратегии, а также финансирования других необходимых действий. Эти решения должны быть привлекательны для инвесторов и финансовых кругов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)