Литература ХХ в

Первая половина (1910-40-е гг.)
Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм

Термин «модернизм» используют для обозначения новых явлений в искусстве ХХ в., а тем самым, и в литературе как одном из его видов.

В период 1910-20-х гг. модернизм формируется в художественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения – экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведениях модернистов – писателей, художников, музыкантов, скульпторов – выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. Происходит поиск новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «Я», психологии своих современников. Они обращаются к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания».

Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох – Шекспира, Гете, Стендаля, Толстого. В модернизме ХХ в. внимание к внутреннему миру, к самовыражению авторского «Я» обостряется.

«Отцами модернизма» в европейской литературе являются:

  • в английской и ирландской литературе – Джеймс Джойс, Вирджиния Вульф, Томас Стернз Элиот;
  • во французской литературе – Марсель Пруст, Андре Жид, Поль Валери, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр;
  • в немецкоязычной литературе – Франц Кафка, Георг Гейм, Георг Тракль.

Литература Франции (1910-40-е гг.)

Литература французского модернизма представлена такими школами, группами, течениями, как «поток сознания», сюрреализм, дадаизм, унанимизм, драма абсурда, «новый роман» и др. М. Пруст в своем романе «В поисках утраченного времени» (опубликован в 1913-27 гг.) создает свой «роман-поток», в котором в особой технике «потока сознания» передается внутренний монолог. Пруст не верит в возможности разума. Зато самой высокой оценки удостаивается бергсоновская интуиция, проявляющаяся в те редкие мгновения «озарений», когда благодаря действию механизма непроизвольной памяти мир освобождается от действия привычки и предстает в своей подлинности, то есть в первозданной свежести и остроте впечатления. Другой мэтр французского модернизма, лауреат Нобелевской премии А. Жид, утверждал, что лучшее средство возродить современное ему искусство – «…удалить его от жизни».

Таким образом, можно констатировать постепенное нарастание иррационалистических тенденций во французской модернистской литературе первой трети ХХ в., все более последовательный отход от традиций реалистической литературы, а подчас и разрыв с ними.

После Второй мировой войны развитие модернизма вступает в новую фазу. Открытия модернистов первой половины века будут использованы в экзистенциалистской литературе (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй и др.), в «новом романе» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.) и драме абсурда (Э. Ионеско, Ж. Жене, Б. Виан) с их установкой на разрушение характера, мифологизацию и депсихологизацию.

Немецкоязычная литература (1910-40-е гг.)

Эта литература наиболее ярко представлена художественным миром Ф. Кафки и «кафкианством», Э.М. Ремарком как представителем писателей «потерянного поколения», творчеством Т. Манна от «Размышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой и исторической тематикой романов Л. Фейхтвангера и С. Цвейга, традициями немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе, антивоенной и антифашистской темой Б. Брехта.

Немецкоязычная литература перв. пол. ХХ в. – явление сложное и противоречивое. Она представлена писателями, жившими в Германии, Австрии, Праге, Швейцарии, принадлежащими к разным культурам, но объединенными общностью языка, на котором они создавали свои произведения, и ощущением кризиса культуры, усугубленного глобальными социальными потрясениями.

Наряду с социальным фактором огромное значение для немецкоязычной литературы имело влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора. От этого влияния во многом проистекает все разъедающий скепсис в раздумьях о судьбах цивилизации; сомнения и возможности постижения феномена природы «человек» были во многом порождены открытиями, сделанными в области психологии бессознательного З. Фрейдом, К.Г. Юнгом.

Признанный мэтр модернизма Ф. Кафка своим творчеством закрепил «распад антропоцентрического мировоззрения» и привел в литературу странного героя, имя которому Никто. Кафкианские персонажи – это люди, преследуемые страхом, и это «страх перед бессмысленностью, перед бессмысленным расцветом бесчеловеческой жизни».

Условность пространственно-временной организации произведений Кафки, предельная обобщенность характеристик персонажей, экстатичность как ведущее качество большинства героев, иррационализм в интерпретации мира и человека дают основание говорить об определенной близости к экспрессионизму. Программа экспрессионизма
представлена художественной практикой Г. Гейма, Г. Тракля, Э. Ласкер-Шюлер, Ф. Верфель, ван Годика, началом творческого пути Б. Брехта.

Модернизм в английской и ирландской литературе (1910-40-е гг.)

Как энциклопедия модернистского искусства был воспринят роман ирландца Дж. Джойса «Улисс». Он стремится к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Как основной прием он утверждает «поток сознания», экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания: передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыслей, фрагментарность, монтаж, словотворчество.

Теоретик английского модернизма В. Вульф провела водораздел между двумя типами писателей, которых она назвала «материалистами» и «спиритуалистами». Материалистами она называет Беннета, Уэллса, Голсуорси, к спиритуалистам причисляет Джойса, Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произведения устаревшими. Современная литература, полагала Вульф, создается спиритуалистами, для которых интересно не то, что лежит на поверхности, а то, что расположено в подсознании.

Важное место занимает антиутопия в литературе ХХ в. (О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Литература второй половины ХХ в. (1950-90 гг.)

После Второй мировой войны и победы над фашизмом литературный процесс вступает в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов. На сцену выдвигается литература стран «третьего мира». Необыкновенно возрастает значение литературы Латинской Америки.

Английскую литературу представляют писатели старшего поколения Г. Грин, Ч. Сноу, И. Во; «сердитые молодые писатели» Дж. Осборн, А. Силлитоу, С. Чаплин, Р. Болт; У. Голдинг и его философско-аллегорические романы-притчи; философско-психологические романы А. Мердок и обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза.

В американской литературе провозглашается культ свободы от социально-политических условностей в движении битников и молодежной «контркультуре» – манифест битничества «Вопль» А. Гинзберга и роман Дж. Керуака «На дороге». В контексте контркультуры Дж. Сэлинджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жизнью. Появляются новые жанры: «новый журнализм» и документальные жанры.

В латиноамериканской литературе раскрывается тема судьбы, мифологема одиночества, проблема национального самосознания и философского осмысления истории. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе реализуется в творчестве Г. Маркеса и А. Карпентьера.

Выражением духа времени становится постмодернизм как феномен второй половины ХХ в.: произведения У. Эко, А. Роб-Грийе, Дж. Фаулза, Х. Кортасара, Х. Борхеса. Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа.

В контексте культуры ХХ в. ярко проявляется японская литература: К. Ясунари как «выразитель сути японского мышления», экзистенциальные мотивы романов Кобо Абэ.

Русская литература

Двадцатые годы – сложный, динамичный и творчески плодотворный период в развитии русской литературы. Появляется много молодых писателей, разрабатывающих ведущую тему прозы этого времени – тему Гражданской войны: Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, значительные исторические романы создают Ю. Тынянов, А. Чапыгин, О. Форш. Поэтическим выражением эпохи с ее метаниями и творческими взлетами стала поэзия В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, Н. Клюева Б. Пастернака и М. Светлова. В этот период преобладал романтический пафос утверждения новой жизни.

Это время литературных объединений и группировок: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Левый Фронт Искусств» (ЛЕФ). Принцип самоценности искусства отстаивало объединение «Серапионовы братья», идеи «нового гуманизма» – группа «Перевал», художественный эксперимент – Объединение реального искусства (ОБЭРИУ, 1926-27, Ленинград), Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ, 1910-20, Москва).

Среди литературных течений выделялись конструктивисты (И. Сельвинский, В. Инбер), имажинисты (А. Мариенгоф, С. Есенин) и экспрессионисты (Б. Пильняк, Е. Замятин).

30-е годы характеризуются активным вмешательством партии в сферу культуры. Основными темами творчества стали индустриализация и коллективизация, развивался исторический роман, почти запрещенной оказалась сатира. Те писатели, которые выпадали из системы соцреализма, подвергались остракизму, критике и гонениям.

Но вопреки трудностям развивалась поэзия (Н. Заболоцкий, Н. Тихонов, А Тарковский, Я. Смоляков), драматургия (А. Афиногенов, А. Арбузов, Л. Леонов, Е. Шварц), созданы крупные эпические полотна «Тихий Дон» М. Шолохова и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, не изданные произведения А. Платонова и М. Булгакова.

В период Великой Отечественной войны на первое место выдвинулась поэзия (лирика А. Ахматовой, А. Твардовского, Е. Долматовского, К. Симонова; поэзия ленинградской блокады). Развивались оперативные жанры (публицистика, репортажи, памфлеты, рассказы), исторический роман.

После войны русская литература проходит несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма, «оттепели», «застоя», «перестройки», современных реформ. В условиях смены политического климата и колебаний культурной жизни русская литература создала немало достойных и интересных произведений во всех родах и жанрах. Ярко заявила о себе поэзия «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рожденственский, Б. Ахмадуллина), И. Бродский (Нобелевская премия, 1987). В драматургии разрабатывался жанр лирической мелодрамы (А. Арбузов), чеховские традиции развивались в драмах А. Володина, нравственные проблемы жизни молодежи раскрывались в произведениях В. Розова). В прозе главенствовали темы войны и мира (В. Некрасов, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Симонов), тема труда (Ю. Трифонов, А. Бек, В. Кожевников, Д. Гранин), тема человека и природы (М. Пришвин, К. Паустовский, В. Астафьев), городская проза (А. Битов, В. Дудинцев, Д. Гранин, Л. Петрушевская, Ю. Трифонов), деревенская проза (В. Шукшин, В. Распутин), возвращенная литература (А. Солженицын).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)