От модерна к постмодерну

Применительно к художественно-эстетической сфере движение искусства ХХ в. разделяется на три хронотипологических этапа движения: авангард – модернизм – постмодернизм.

Авангард – вся совокупность бунтарских, манифестарных, новаторских направлений первой половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило, отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных принципов художественного выражения.

Модернизм – своего рода академизация и легитимизация авангардных находок в художественной сфере середины столетия.

Постмодернизм – своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма.

Культура ХХ в. предстает как результат продвижения от эпохи модерна, через длительный период авангарда-модернизма, к современному постмодерну. Характерно, что ключевые понятия классического авангардизма – слова типа modern – перестали вызывать доверие. Теоретики и аналитики культурных процессов 60-90-х гг. предпочитали обозначать качество новизны и актуальности понятиями типа contemporary, которое означало не просто современность, но современность сегодняшнего дня. В терминах с приставкой «пост-» (постмодерн, постгуманизм, постисторический) также налицо стремление отделить себя от культуры авангарда и модернизма.

Итак, культура ХХ в. предстает в двух последовательных тенденциях – аванград-модернизм и постмодернизм. Термины, о которых идет речь, не являются в строгом смысле этого слова стилевыми определениями. Тем не менее, они, при всей своей нечеткости, имеют отношение к стадиальности развития искусства; более того, их нечеткость как раз и проистекает из-за размытости стадий в развитии искусства ХХ в.

Модернизм – (франц. modernisme от лат. modernus – новый, современный) – условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. Наиболее широкое определение: исторический период развития искусства кон. XIX- сер. ХХ в.

Середина ХХ в. (рубеж 1950-60-х гг.) считается началом периода постмодернизма. Мы констатируем кризис модернизма, который поразному проявил себя в Советской России и на Западе. По сути, провозглашение реалистического по форме и утопического по содержанию искусства соцреализма стало таким же кризисом модернизма, который он пережил и в других странах, но предложило совершенно иные пути выхода из этого кризиса, чем те, поиски которых происходили на Западе. В западных странах переход от модернистской эпохи в эру постмодернизма происходил постепенно и эволюционно. Главным образом это связано с развитием новых технологий вообще и информационных в частности, переходом от индустриального общества к постиндустриальному и заменой режима потребления режимом коммуникации.

Постмодернизм (франц. Postmodernisme от лат. post- после и modernus- новый, современный) – широкое культурное течение, в чью орбиту последние четыре десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914 г.). В 1947г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, конец господства традиционных западноевропейских культурных ценностей, прежде всего вера в рационализм, прогресс науки и техники. В постмодернизме концепция О. Шпенглера претерпевает изменение: кризис западноевропйеской культуры воспринимается не как конец, а как начало новой культуры. Трагический нигилизм сменяется яиронией.

Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.

Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека и культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)