Стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе
Система дошкольного образования направлена на всестороннее развитие ребёнка в процессе специфичных видов детской деятельности.
С позиций Конвенции о правах ребенка с раннего возраста личности гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты:
- возможность посещать образовательное учреждение;
- создание условий, необходимых для образовательной деятельности;
- реализация содержания образования, осуществляющего подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами;
- отношения между участниками образовательного процесса должны быть основаны на уважении человеческого достоинства ребенка.
Система дошкольного образования является одним из факторов развития общества, так как выполняет социальный заказ, что позволяет совершенствоваться и самой системе дошкольного воспитания.
Система дошкольного образования состоит из учреждений разного вида:
- детский сад с приоритетным направлением развития (интеллектуального, эстетического, физического, экологического и др);
- детский сад компенсирующего вида по коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей;
- детский сад присмотра и оздоровления с осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий;
- детский сад комбинированного вида, куда входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы;
- центр развития ребенка – с ведущей развивающей функцией в физическом и психическом развитии и оздоровление детей.
Таким образом, дошкольная система образования включает разнообразные виды детских садов, которые имеют свои отличительные особенности, связанные с содержанием образовательного процесса на основе образовательной программы.
Все виды дошкольных образовательных учреждений осуществляют принцип светскости образования в реализации задач воспитания, обучения и развития детей.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав – это документ, определяющий содержание работы учреждения, его цели и задачи, основные направления, вариативность образовательных программ.В Уставе же определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, возможность реализации дополнительных платных образовательных услуг.
В разделе «Участники образовательного процесса» указываются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Отношения между детсадом и родителями регулирует родительский договор.
Здесь четко определен стиль взаимоотношений между ребенком и педагогом – сотрудничество, уважение личности ребенка и предоставление ему свободы в соответствии с индивидуальными особенностями.
Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа дошкольного образования реализует потребность общества в воспитании и развитии детей с раннего возраста.
Детский сад несет ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности федеральному государственному образовательному стандарту.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу