Успех адаптации сотрудников
Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
Успех адаптации обусловлен:
- высоким исходным уровнем опыта, знаний и навыков;
- интересом к организации и новой работе, наличием перспективы;
- обладанием необходимыми волевыми и психологическими качествами (упорством, хладнокровием, терпением и т. п.);
- своевременной помощью окружающих, прежде всего, руководителя;
- умением предвидеть трудности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации и пр.
Признаками успешной адаптации являются:
- овладение необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
- появление интереса к организации и работе, которая начинает играть все более значительную роль в жизни, и ощущения связи с профессией, удовлетворенность;
- неукоснительное выполнение требований трудовой (служебной) дисциплины;
- стремление к совершенствованию;
- позитивные взаимоотношения в коллективе, ощущение психологического комфорта.
В то же время адаптация связана с немалыми трудностями, вызываемыми:
- предубеждением и негативным отношением окружающих (особенно руководителя);
- необходимостью выполнения новых обязанностей, часто в непривычных условиях (при отсутствии необходимого опыта и навыков и непригодности многих прежних), и в связи с этим значительной подверженностью стрессам;
- несоответствием представлений и реальности (неудовлетворенность возможностями организации, обманутые ожидания и т. п.);
- безразличным отношением членов нового коллектива;
- сложностью разрыва прежних связей и привыкания к новым нормам.
Помимо адаптации человека к работе, необходимо учитывать и обратное — адаптацию работы к человеку, что предполагает:
- организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики;
- гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени в соответствии с индивидуальными особенностями людей;
- построение структуры организации (подразделения), распределение трудовых функций и конкретных заданий, исходя из способностей сотрудников;
- индивидуализацию системы стимулирования.
Таким образом, в организации важна эффективная работа по адаптации и ориентации нового сотрудника.
Главное отличие в определении данного процесса у разных исследователей и специалистов состоит в трактовке этого процесса как одностороннего (с позиции новичка) или взаимного (с позиции организации и нового сотрудника).
- Соответствующая программа сотрудника
- Управление карьерой
- Кадровая политика по мнению В.П. Чемекова
- Этапы карьерного развития по В.А. Чикеру
- Этапы карьеры по И.П. Лотовой
- Этапы и развитие профессиональной карьеры
- Разновидности карьер
- Определение понятия карьеры
- Методы повышения эффективности управленческих решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу